Чувство благодарности по своей сути это ответ добром на добро. В наше время оно имеет не только духовное, но и материальное проявление. У человека вошло в привычку, благодарить за услугу подарками, денежным вознаграждением. Либо услугой за услугу и так далее. Благодарность, по мнению психологов, имеет свой вид.

Первое и самое важное, что стоит у истоков выражения благодарности, это слово «спасибо». Это слово может звучать искренне или употребляется просто из-за правил этикета.

Подарок тоже является выражением благодарности. Человек преподносит подарок из-за желания порадовать того, которому он благодарен. Как правило, это символический подарок, ни к чему не обязывающий.

Ответное действие – это когда человек оказывает какую-либо услугу в ответ на оказанную ему услугу, тем самым выражая свою благодарность.

Чувство благодарности изначально не заложено в человеке на генетическом уровне, оно прививается ребёнку родителями с младенчества, практически с первого года жизни.

чувство благодарности

Но благодарность в малыше невозможно воспитать, её можно только впитать в него. Уже с первого года жизни, когда еще малыш даже не говорит ни слова, а общается на своём особом «детском» языке родители стараются познакомить его с этим чувством, уча ребёнка по-своему, так как он пока может выражать благодарность, повторяя малышу слова «скажи спасибо». «Скажи спасибо за конфетку». «Скажи спасибо за подарок». «Скажи спасибо, что тебе дали поиграть игрушку» и так далее.

Также родители вкладывают в детей способность не только получать добро и быть благодарным, но и отвечать добром на добро. «Дай мальчику мяч, он ведь дал тебе машинку. Скажи спасибо».

Так как дети впитывают всё как губка, они должны находиться в атмосфере благодарности в семье, что бы они могли вобрать в себя это чувство. Как известно самый лучший учитель для ребёнка это пример родителей. Будьте благодарными сами и ваши дети будут благодарными людьми.

Родители часто сетуют на то, что дети вырастают неблагодарными, эгоистами. И не ценят в жизни данное им, то, что в них вкладывается. При этом им не приходит в голову, что их дети ― это отражение их самих.

Пример: психолог задает молодым родителям, у которых ребёнку 3―4 года, вопрос «За что вы можете поблагодарить вашего ребенка?». Как правило, на этот вопрос не находится определённого ответа, или же звучит привычная фраза: «За то, что он есть».

В этом случае психолог предлагает вспомнить что-то особенное в ребенке: улыбку, смешную мимику, какой-то смешной поступок и просит родителей запомнить то теплое чувство, которое возникает при воспоминаниях, и сохранить его. Затем приходит осознание, за что можно поблагодарить собственного кроху.

Но к глубокому сожалению динамика современной жизни не всегда позволяет родителям замечать те волшебные моменты, за которые они могут благодарить свою кроху. Дети проводят время в кружках и школах, за компьютером, а взрослые в суете и работе.

Но следует все же обратить на вышесказанное внимание!

Психолог, работая с родителями, «вынимает», прежде всего, из них это чувство, «чувство благодарности». И просит их, родителей, сказать спасибо. «Спасибо своим родителям за жизнь». «Спасибо за подаренные возможности». «Спасибо людям за эмоции. За приятные моменты» И так далее.

Психолог предлагает говорить в семье слово «спасибо» как можно чаще. Спасибо ребенку за пятерку в школе, за вымытую посуду, за то, что он поделился чем-то с ними, рассказал историю, угостил. За интересную прогулку и так далее. Вариантов сказать спасибо может быть много.

Как же правильно действовать родителям для того, чтобы ребенок говорил спасибо не только в рамках семьи и дома?

чувство благодарности

Следует предложить ребенку провести эксперимент: говорить спасибо своим сверстникам на улице или в детском саду, например, за игрушку или интересную игру. А на следующий день вместо слов благодарности промолчать. Предложите ребенку сравнить, как изменится отношение к нему в случае, если он не скажет слова «спасибо». Попросите вашего ребенка рассказать о своих наблюдениях, о чувствах, которые он испытывал при перемене отношения к нему.

Обязательно похвалите вашего ребёнка за усердие. Первоначально ребенок может не понять сути эксперимента, ему следует разъяснить, что этим вы хотели ему показать.

Можно привести аналогичные примеры, прочитав сказку с похожей историей. Вначале ребенок будет воспринимать все как игру и это просто будет подражание взрослым, но в дальнейшем придет понимание «чувства благодарности». Вкладывая с младенчества в ребенка это понимание, родители формируют его будущее.

В дальнейшем умение быть благодарным помогает человеку жить. Быть благодарным – это быть искренним и добрым. Благодарность помогает оптимистично смотреть на жизнь, завязывать отношения, решать с легкостью трудности в жизни.

Для вас, с любовью, Юрий Паравян

comments powered by HyperComments